Работа с одаренными детьми

Мир детства - чудесная планета, жители которой многому учатся, познают окружающий мир, приобретают необходимые личностные качества, многое понимают и чувствуют. Ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, которые помогают ему раскрыть творческие способности.

        Школьный период в жизни ребенка создает благоприятные условия для общения детей, обмена личностными интересами, реализуется потенциал развития ребенка, как познающего не только самого себя, но и окружающий мир. Детей объединяет желание

быть значимыми и полезными.

                Работая с учениками нашей школы, мы наблюдаем, что среди детей с тяжелой речевой патологией есть ученики, имеющие определённые способности.

                Внеклассная работа имеет большое образовательное и воспитательное значение для учащихся нашей школы. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию творческой активности, осуществлению нравственного воспитания, помогает ребенку самореализоваться.

        Среди воспитательных средств, обеспечивающих отношения сотворчества среди учащихся, особое место занимают совместные творческие дела.

        Ведущая форма организации внеурочной деятельности, культивируемая в нашей школе, - коллективные творческие дела (КТД). Здесь каждый имеет право выбора и возможность определиться в любом виде деятельности. Значимым условием организации совместных творческих дел является добровольность и посильность участия в них школьников, соответствие их возрастным особенностям.

        В учащихся коррекционной школы учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования стараются развивать самые разные интересы. Для этого перед учащимися школы-интерната ставятся доступные увлекательные задачи, уделяется специальное внимание проблемам их развития (физического, психического, умственного) и воспитания (художественно - эстетического, нравственного, патриотического, трудового), ведется наблюдение за интересами ребенка.

        Для развития интереса и адекватной постановки задач учитываются факторы, способствующие достижениям: индивидуальность, способности, возможности.

        В школе-интернате на протяжении многих лет успешно ведется работа в рамках проекта «Библиобраз», где дети знакомятся с различными литературными произведениями и в конце проекта выступают с их инсценировками.        Искусство играет огромную роль в формировании личности. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой идеал, соотносить ценностные ориентиры разных народов.

        Цель проекта - формирование раскованного, общительного человека, не только владеющего основами сценического мастерства, но и коммуникативные качества личности ребёнка, умеющего слушать и понимать.

        Одаренный ребенок неповторим, и задача опытного педагога вовремя продиагно-стировать и направить индивидуальную способность ребенка в нужное русло.

                Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры, призваны обеспечить развитие естественных психомоторных возможностей детей, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Дети, которым с трудом дается устная речь, легко заменяют речь мимикой и жестами. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что речевым детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы дети представляют при соответствующем музыкальном сопровождении.

        Также педагогом проводятся игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата ребёнка, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и правильным произношением. На занятиях логоритмикой используются игры со словом (развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы и т.д.) Применение специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса, направлены, прежде всего, на раскрепощение ребёнка.

        Для того, чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, педагог опирается на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес.

        Нужно отметить, что творческая жизнь одарённых детей занимает одно из первых мест в жизни учеников школы. Дети участвуют в различных кружках по интересам, любят выступать на публике, проявляют активность.

        Учитывая потребности и интересы ребят, мы вышли на создание  инструментального ансамбля «Ложкари», где музыкально одарённые дети могли реализовать свои таланты. Репетиции и выступления представляют собой синтез вокального, театрального, хореографического и других видов искусств. Ансамбль принимает участие в   конкурсах различного уровня и получает дипломы победителя.

Как известно музыкальное воспитание детей с дефектами в речевом развитии является одним из эффективных методов коррекции эмоционально - волевой сферы и социально - психологической адаптации.

                Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного человека, необходимо поддерживать в нём положительные эмоции и создавать ситуацию успеха.

        Участие  детей в школьных праздниках, возможность выступить перед зрителями позволяет детям почувствовать себя свободно и раскрепощено, что дает им в дальнейшем шанс иметь активную жизненную позицию. Проводимые мероприятия несут радость и чувство удовлетворения не только детям, но и взрослым.

        Итогом плановой работы стали праздничные представления:

- «Новый год», «День победы», «Со страниц на сцену», «Прощание с Азбукой», «Весенний концерт», отчетные спектакли театрального кружка «Золушка» и «Сказка о потерянном времени»

                Эмоциональное восприятие праздников формирует у детей способность к сопереживанию, учит взаимовыручке.        Жизненный, семейный, трудовой и коммуникативный опыт - главные составляющие социального опыта, приобретаемого детьми в процессе подготовки и участия в праздниках. Кроме того форма праздника - мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Подобные художественно - познавательные мероприятия (концерты, праздники, конкурсы т т.д.) проходимые в стенах нашей школы - являются важными компонентами развития детских талантов.

        Самый важный дар, который стараются развить педагоги школы в ребенке, это здоровое самоощущение человека, которому есть что принести с собой в мир, где его встречают с радостью.

 

План мероприятий по работе с одаренными детьми

2017-2018 учебный  год

 

п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

1

Изучение интересов обучающихся, уточнение тем и проблем для исследований    

 

Сентябрь

2

Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе

Индивидуальные занятия

Сентябрь-октябрь

3

Подготовка к участию в комплексной олимпиаде для детей с ОВЗ

Индивидуальные занятия

Апрель

4

Выпуск информационного бюллетеня о результатах школьных и  районных предметных олимпиад

Бюллетень

Декабрь

5

Групповое занятие «Как выступить с докладом»

Лекц.-практическое занятие

Январь

6

Участие в школьном и районном туре научно-практической и исследовательской конференции школьников «Лабиринты науки»

Презентация работ

 

Февраль

7

Участие ребят в Предметных неделях

 

В течение года

8

Анализ результатов, достижений. Планирование на следующий уч. год       

Мониторинг        

В течение года

9

Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней («Медвежонок», «Кенгуру», «Пегас», заочные олимпиады по предметам, «Мир в капле осени», конкурсы к юбилейным датам, «Урок мужества», школьный проект по развитию речи-«Библиобраз», межведомственные конкурсы)

 

В течение года

10

Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.       

 

В течение года